Интервью с ТОП-менеджером. Гость И.Марков, финансовый директор, автоиндустрия.
Сегодня наш гость Марков Игорь, финансовый директор производственной компании, автоиндустрия.
Мы сейчас живем в интересное и сложное время – время очередного экономического кризиса. В 1998 и 2008 году Россия уже переживала подобные экономические потрясения, сопровождавшиеся спадом во всех отраслях производства, оттоком капитала и ужесточением условий внешних заимствований. В самых сложных условиях оказывается частный бизнес, работающий без поддержки государственных компаний и бюджета страны.
Стратегия и тактика существования компании в таких условиях в большей степени зависит от квалификации ТОП-менеджмента, его способности ориентироваться в сложной рыночной ситуации и принимать решения в условиях, сопряженных с риском и неопределенностью.
Поэтому сейчас нам хотелось бы поговорить с Вами о том, из чего складывается компетентность ТОП-менеджера.
- Каковы, на ваш взгляд, основные компетенции, позволяющие справляться со сложными задачами в управлении бизнесом?
- Во-первых, самое существенное - эффективные коммуникации; уметь создавать команду и работать с ней, правильно делегировать полномочия;
Во-вторых, я бы выделил приоритеты, расставлять их задача непростая, при этом ежедневная. Вера в себя и нацеленность на успех, умение не опускать руки и вдохновлять других даже в непростых условиях. Важная компетенция менеджера лежит и в зоне способностей, например, стратегическое мышление и аналитические способности, а так же внутренний быстрый ритм (умение справляться с большим количеством дел). Можно, конечно, учиться управлять временем и освоить ряд навыков, но скорость реакции дается нам врожденно. Умение принимать решения в условиях неопределенности важная компетенция, которая позволяет менеджеру вести компанию на шаг впереди конкурентов.
Мои коллеги во время работы часто сравнивают нашу работу (бизнес-процессы) с другими компаниями (известными брендами), и замечают, насколько у нас лучше организован и работает процесс. Это их устраивает, они успокаиваются на этом, потому что, считают, если они добились успеха, то другие этого не смогут сделать. Но для меня, как руководителя это не показатель, расслабляться нельзя. Нужно постоянно работать над повышением эффективности. В наше время экономика быстро меняется, меняется конъюнктура рынка, а значит, то, что было вчера эффективно, завтра уже не будет таким. Для ориентира мы выбираем «лучших» в отрасли, чтобы на их опыте искать пути повышения собственной эффективности.
Приведем пример личности руководителя, который активно обсуждается сейчас бизнес-сообществом: это Бу Андерссон, новый президент АвтоВАЗа. В декабре обозреватели журнала Секрет Фирмы подготовили материал об этом человеке. В частности, один из менеджеров ГАЗа отозвался о своем бывшем начальнике: "Бу Андерссон — прекрасный организатор с системным мышлением, обаятельный и открытый в общении. Но прилипалам внутри завода и прилипалам за его забором, то есть недобросовестным поставщикам автокомпонентов, не поздоровится".
- На ваш взгляд, что из перечисленных компетенций руководителя подобного уровня: системное мышление, отличные организаторские способности, личное обаяние и открытость в общении, жесткость в принципиальных вопросах – является непременным условием успеха для ТОПа?
- На мой взгляд, это важные, но не ключевые характеристики. Любой руководитель обязательно должен обладать еще и знаниями в своей области и умениями, на ряду со способностями. Но при этом к самым главным я бы отнес умения. Потому что опыт и умения топ-менеджера – базис компании и играют огромную роль в поддержании конкурентоспособности на рынке, в которой руководитель работает. В отличие от знаний, этим характеристикам в ВУЗах не учат. И руководители, понимающие это, идут за развитием этим компетенций в сильные, технологичные компании, а также пользуются зарубежными стажировками.
В продолжение разговора о компетенциях, HR-эксперты выделяют следующие ключевые компетенции, необходимые современному ТОП-менеджеру:
- СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- ПОСТРОЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- КОРПОРАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО
- УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
- РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
- СТРЕМЛЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТУ
- На ваш взгляд, какие из перечисленных компетенций являются ведущими, составляют основу успешного управления в кризисный период?
- Перечисленные компетенции важны всегда и не только в условиях кризиса. На мой взгляд, в кризис нужно сконцентрироваться на эффективности. Кризис показывает слабые, требующие развития стороны бизнеса, на них нужно обратить внимание и не убирать их под ковер, а открыто признать и бороться с ними. Нужно найти положительные стороны в сути кризиса. Начните с анализа, оптимизации процессов компании и снижения издержек. Так же я добавлю, что важнейшей компетенцией руководителя в наше время становится умение эффективно организовать собственное время и время сотрудников компании. Хорошая плодотворная работа не возможна без умения отдыхать.
- Что для вас лично является самым важным слагаемым эффективности управляющего в постоянно меняющихся условиях нашего российского рынка?
- Не стоять на месте, развивать и развиваться вместе с рынком. Уметь точно подбирать ключевых сотрудников и использовать их наиболее сильные стороны для компании.
БЕСЕДОВАЛА Д. БИКБУЛАТОВА